Подъем и опускание грузов электрической лебедкой производятся при помощи стальных канатов крестовой свивки диаметром не менее 9,5 мм. Стальные канаты должны соответствовать ГОСТу и иметь свидетельство завода-изготовителя об их испытании. При отсутствии свидетельства канаты должны быть испытаны в соответствии с требованиями госгор- технадзора. Во время работы необходимо следить за состоянием стальных канатов. Запрещается оставлять канат после работы в натянутом положении. При замене износившегося каната новый выбирают в соответствии с указаниями паспорта. Если приходится использовать канаты, не приве- денные в паспорте, их прочность предварительно проверяют расчетом по формуле: Р / F > К, где P - разрывное усилие каната в целом, принимается по таблице стандарта в соответствии с указанной в сертификате на новый канат маркировочной группой (для одного и того же размера и конструкции каната разрывное усилие может быть различным в зависимости от прочности проволок, из которых изготовлен канат: чем больше предел прочности проволок, тем больше разрывное усилие каната и, следовательно, может быть использован канат меньшего диаметра для подъема одного и того же груза); F - наибольшее натяжение ветви каната, определяется расчетом и зависит от грузоподъемности, кратности полиспаста и его КПД; К - коэффициент запаса прочности - число, показывающее, во сколько раз нагрузка, разрывающая канат, должна превышать допустимую нагрузку на канат. Коэффициент запаса прочности определяют по нормам правил госгортехнадзора. При осмотре каната лебедчик обязан проверить: а) не подлежит ли канат браковке по нормам; б) правильность укладки каната в канавках барабана и ручьях блоков; в) надежность крепления каната к барабану и другим деталям грузоподъемной машины. Примечание. В случае крепления каната к барабану прижимными планками, количество их должно быть не менее двух. Длина свободного конца каната от последнего зажима на барабане должна быть не менее двух диаметров каната. Изгибать свободный конец каната под прижимной планкой или на расстоянии от планки, составляющем менее трех диаметров каната, не разрешается. Петля на конце каната при креплении его на грузоподъемной машине, сопряженная с кольцами, пальцами и другими деталями, должна выполняться с применением: коуша путем заплетки свободного конца каната или установки зажимов. Длина заплетки должна быть не менее 15 диаметров каната, а количество зажимов по проекту должно быть не менее трех; стальной кованой, штампованной, литой втулки с закреплением клином; путем заливки легкоплавким сплавом или другим способом в соответствии с нормативной документацией. Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок, о которые может перетираться канат; г) чистоту каната и достаточность его смазки; д) длину каната на барабане; при опущенном крюке в крайнее нижнее положение на барабане должно оставаться не менее 1,5-2 витков каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством. Запасовка каната может быть поручена только слесарям, имеющим допуск. Длина свободного конца каната от последнего зажима на барабане Должна быть не менее двух диаметров каната. Изгибать свободный конец каната под прижимной планкой или на расстоянии от планки, составляющем менее трех диаметров каната, не разрешается. Крепление и расположение канатов на грузоподъемной машине должны исключать возможность спадания их с барабанов или блоков и перетирания вследствие соприкосновения с элементами конструкций или с клапанами других полиспастов. Примечания. 1. п - число несущих проволок в наружных прядях каната; d - диаметр каната, мм. 2. Проволоки заполнения не считаются несущим, поэтому не подлежат учету. В канатах с несколькими слоями прядей учитываются проволоки только видимого наружного слоя. В канатах со стальным сердечником последний рассматривается как внутренняя прядь и не учитывается. 3. Число обрывов не следует путать с количеством оборванных концов проволок, которых может быть в 2 раза больше.Для канатов конструкции с диаметром наружных проволок во внешних прядях, превышающим диаметр проволок нижележащих слоев, класс конструкции понижен и отмечен звездочкой. Канатные барабаны. Для навивки каната и преобразования крутящего момента на валу в тяговое усилие в канате (вращательное движение барабана в поступательное движение каната) служат канатные барабаны (рис. 19, 20). Барабаны имеют цилиндрическую форму и их изготовляют литыми, сварно-литыми или сварно- кальцованнымм. По назначению различают барабаны для многослойной навивки каната и однослойной. Многослойные барабаны имеют гладкую рабочую поверхность, а однослойные барабаны всегда выполняют нарезными (рис. 21, б). Канавки, нарезанные на поверхности барабана по винтовой линии, упорядочивают укладку витков каната на барабане, увеличивают площадь контакта каната с барабаном, уменьшают дополнительные внутренние напряжения в проводниках каната, устраняют трение между соседними витками каната и уменьшают его износ. Для этого шаг нарезки канавок p>1,1dk, R = 0,54dk, h = 0,3di<; D = D-i+dk. Толщину стенки барабана рекомендуется принимать S = Di - D2 = 0,020т + (0,6 * 1,0) мм. Реборда - выступающая часть блока или барабана, направляющая движение каната или препятствующая сходу его с барабана.
18
September